Show

Современная медицинская наука рассматривает речь в качестве второй сигнальной системы. Знаки и жесты как средство общения давно отошли на второй план. Устная и письменная речь длительное время способствовала интеллектуальному развитию человека. Общение при помощи слов является основой социума. Письмо позволяет фиксировать информацию на различных носителях. Чтение признаётся одним из важнейших компонентов познания окружающего мира. Речевые расстройства, такие как афазия, всегда ставят под сомнение полноценную жизнь человека в обществе.

Содержание

Характеристика патологии

Всеми функциями в организме человека заведует головной мозг. Орган контролирует поступающую к нему информацию и вырабатывает адекватный ситуации ответ.

Головной мозг находится в полости черепа и подразделяется на несколько отделов. Самым новым из них является кора, состоящая из совокупности отдельных структур, называемых извилинами. Каждая из них ответственна за реализацию определённых аспектов существования организма.

Речевая функция присуща только человеку. В головном мозге нет единого центра-анализатора, ответственного за формирование осмысленных устных и письменных фраз.

Схема строения нервных центров речи

Афазия — следствие поражения коры головного мозга

Центральным отделом, осуществляющим обработку всей поступающей извне информации, является постцентральная извилина коры головного мозга. К её клеткам стекаются нервные импульсы, рождённые в зрительном, слуховом и других видах анализаторов. Реакции человека на окружающую действительность имеют своё начало в предцентральной извилине. Воспроизводство речи формируется в её нижней части (зоне Брока). За слух и память ответственны структуры трёх височных извилин.

Афазия — медицинский термин, описывающий утрату ранее сформированной речи по причине поражения патологическим процессом одного или нескольких центров-анализаторов в коре головного мозга.

Необходимо отметить, что термин «афазия» применим к детям по достижении трёхлетнего возраста. Отсутствие речи с рождения в науке носит название алалии.

Афазия как следствие патологического процесса может возникнуть в любом возрасте, однако основную группу риска составляют люди старше 50 лет. Расстройства речи, возникшие в возрасте пяти — семи лет, способны привести к полной и необратимой её потере.

Классификация речевых расстройств (афферентная афазия, динамическая, грубая, семантическая, амнестическая, двуязычная и другие виды) и их симптомы

Афазия представляет собой сложную совокупность различных видов расстройств речевой функции.

По степени выраженности нарушения речи выделяют:

  • тотальную, при которой становится невозможной реализация всех форм устной и письменной речи;
  • грубую — характеризуется невозможностью строить речь из целых слов или словосочетаний, общение в этом случае происходит при помощи отдельных звуков;
  • частичную — затрагивает только некоторые составляющие речевой функции: счёт, письмо, чтение;
  • прогрессирующую — отличается нарастанием признаков заболевания во времени, приводя к расстройству всё новых составляющих речи.

По характеру причины, вызвавшей развитие патологического процесса, афазия подразделяется на следующие формы:

  • первичная, при которой причина болезни кроется в изменённом строении или функционировании самой ткани речевых центров головного мозга;
  • вторичная, развивающаяся на фоне недостатка кровоснабжения головного мозга, формирования кровяных сгустков, воздействия травмирующего агента.

Речь человека является сложным набором функций, за каждую из которых отвечает свой отдел коры головного мозга. Поражение любого из них вызывает афазию, однако проявления болезни напрямую связаны с локализацией патологического очага. Заболевание приводит к расстройству именно той составляющей речи, которую контролирует поражённая зона коры головного мозга.

Виды афазий

Вид афазии определяется локализацией очага в коре головного мозга

Большую группу составляют моторные афазии. При этих формах болезни, как правило, нарушается воспроизводство речи, при этом восприятие её не изменяется.

Зависимость клинических проявлений от локализации первичного очага при моторных формах (афазия Брока, проводниковая, эфферентная, синдром Ландау-Клеффнера и пр.) — таблица

Вид моторной афазииЛокализация поражённого центра-анализатораСимптомы
Эфферентная (афазия Брока)Нервный центр предцентральной извилины (центр Брока)Трудности произношения отдельных звуков, немногословная речь с множеством орфографических и грамматических ошибок.
АфферентнаяНижний отдел постцентральной извилиныПутаница при произношении схожих звуков, речь с множеством орфографических и грамматических ошибок.
ДинамическаяАнализатор лобной долиНевозможность мысленно составить фразу из отдельных слов. Страдает правильность построения предложений.
ПроводниковаяУчастки передней части височной долиИзолированно страдает повторение словесной информации.
Эпилептическая (синдром Ландау-Клеффнера)Нервный центр височной долиСочетание моторной афазии с эпилептическими приступами.
ПодкорковаяОтделы среднего и промежуточного мозгаИзбирательное нарушение беглости речи.

Сенсорные афазии характеризуются нарушением восприятия любых форм чужой речи при сохранности собственной. При этой форме болезни слух не повреждён, патологические изменения затрагивают обработку звуковых сигналов в коре головного мозга.

Зависимость клинических проявлений от локализации первичного очага при сенсорных типах (акустико-гностическая, или афазия Вернике, оптико-мнестическая, номинальная и др.) — таблица

Вид сенсорной афазииЛокализация поражённого центра-анализатораСимптомы
Акустико-гностическая (афазия Вернике)Конечный отдел верхней височной извилины (центр Вернике)Полное отсутствие понимания обращённой речи.
Акустико-мнестическаяНервный анализатор височной долиНевозможность запоминания информации в словесной и звуковой формах.
СемантическаяУчастки височной и теменной корыИзбирательное непонимание смысла сложных слов и предложений.
Оптико-мнестическаяУчастки височной и затылочной корыНарушение зрительной памяти, создания зрительного образа слова.
АмнестическаяТеменная и затылочная кораИзбирательное отсутствие памяти на название предметов, при сохранении таковой на их назначение.
НоминальнаяПервичное поражение ткани головного мозга при болезни АльцгеймераИзбирательное отсутствие памяти на название предметов.

Различные виды афазий и специфика их клинической картины — галерея

Афазия довольно часто наблюдается в виде сочетания нескольких форм. Причина этого явления заключается в обширности очага поражения коры, при котором патологический процесс затрагивает несколько речевых центров. В этом случае помимо афазии часто отмечаются парезы и параличи, а также нарушения двигательной функции. Расстройства речи могут проходить самостоятельно и возвращаться вновь.

Особым видом афазии является двуязычная. Как правило, эта патология возникает после черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся развитием коматозного состояния. После пробуждения человек обретает способность говорить на иностранном языке, даже если до этого случая он не изучал слова чужого наречия.

Причины формирования нарушений у взрослых и детей

Основной причиной развития афазии является повреждение нервных центров-анализаторов. Структура ткани головного мозга может дегенеративно изменяться на микроскопическом уровне при болезни Альцгеймера или Пика.

Вторичная форма, как правило, образуется на фоне патологических процессов, вызывающих нарушение кровоснабжения мозговой ткани путём изменения строения сосудов или сдавления извилин новообразованиями. В этом случае основными факторами развития заболевания являются:

  • атеросклероз сосудов шеи и головного мозга (ишемический инсульт);
    Бляшка в сосуде мозга

    Закупорка просвета сосуда бляшкой приводит кразвитию инсульта

  • хроническое повышение уровня артериального давления или его перепады (гипертоническая болезнь);
  • закупорка сосудов головного мозга кровяными сгустками при мерцательной аритмии;
  • кровоизлияние в мозг при разрыве сосуда (геморрагический инсульт);
    Тонометр

    Повышенное артериальное давление — основная причина развития геморрагического инсульта

  • первичная опухоль из нервной ткани или метастазы новообразований других органов;
  • воспаление нервной ткани (менингит, энцефалит, абсцесс);
  • действие травматического агента;
    Перелом костей черепа, гематома

    Черепно-мозговая травма часто сопровождается развитием афазии

  • сахарный диабет.

Признаки инсульта — видео

Методы диагностики разных форм нарушений речи у больного

В диагностике афазии выделяют два этапа. Для установления причины патологии, локализации очага поражения врач-невролог использует следующие методики:

  • тщательный опрос пациента — для выявления всех этапов развития заболевания;
  • измерение артериального давления;
  • запись электрокардиограммы — для выявления мерцательной аритмии;
    ЭКГ при мерцательной аритмии

    Мерцательная аритмия — основная причина эмболического инсульта

  • неврологический осмотр — для обнаружения сопутствующих расстройств двигательной и чувствительной функций;
  • электроэнцефалография — для графического отображения электрических сигналов головного мозга;
    Электроэнцефалография

    Электроэнцефалография — процедура изучения электрической активности мозга

  • компьютерная (магнитно-резонансная) томография — для локализации очага поражения коры и установления его размеров;
    Томографическое изображение очага ишемического инсульта

    Компьютерная томография позволяет точно определить локализацию и размер патологического очага

  • ультразвуковое исследование сосудов шеи — для определения наличия атеросклеротических бляшек и степени нарушения кровотока.

Изучение всех компонентов устной и письменной речи проводится логопедом-дефектологом:

  • исследование воспроизведения устной речи позволяет оценить произношение отдельных звуков, слов и фраз, построение предложений, пересказ текста;
  • диагностика восприятия речи помогает выявить сенсорные формы афазии при выполнении устных команд, повторения текста;
  • анализ письменной речи даёт возможность определить сохранность функции чтения, написания звуков и слов.

Дифференциальная диагностика проводится со следующими заболеваниями:

  • психические нарушения;
  • расстройства слуха;
  • умственная отсталость;
  • алалия;
  • дизартрия.

Лечение афазии: занятия с логопедом, терапия препаратами, хирургическое вмешательство, возможность использования народной медицины

Лечение афазии представляет собой комплексную задачу. В терапии участвуют невролог, логопед-дефектолог, психолог и при необходимости нейрохирург.

Народная медицина не доказала свою эффективность в восстановлении речи при афазии, поэтому в терапии не используется.

Фармакологическое лечение

Терапия основного заболевания — важный компонент лечения афазии. В зависимости от основной причины могут использоваться следующие группы препаратов:

  • метаболические, улучшающие обмен веществ в нервной ткани: Актовегин, Мексидол, Кортексин;
  • ноотропы: Пирацетам, Фезам;
  • витамины: Тиамин, Рибофлавин, Пиридоксин;
  • статины: Липримар, Аторвастатин, Торвакард;
  • кроверазжижающие: Гепарин, Фраксипарин, Варфарин, Прадакса, Ксарелто;
  • тромболитические: Актилизе, Метализе;
  • стероидные гормоны: Преднизолон, Гидрокортизон;
  • мочегонные: Фуросемид, Лазикс, Диакарб.

Медикаментозная терапия основного заболевания при афазии — галерея

Хирургическое вмешательство: операции при опухоли, кровоизлиянии и других поражениях

Оперативное лечение применяется исключительно по показаниям:

  • значительное кровоизлияние в мозг более 60 миллилитров;
  • опухоль головного мозга;
  • локальное скопление гноя в ткани мозга (абсцесс);
  • аневризма (патологическое расширение) сосуда головного мозга;
  • значительное сужение просвета сосуда атеросклеротической бляшкой на уровне сонных артерий.

При кровоизлиянии в головной мозг проводят трепанацию черепа. Терапия атеросклеротических бляшек осуществляется путём эндартерэктомии (иссечения). Хирургическое лечение опухоли заключается в её удалении. Метод обезболивания подбирается в каждом случае индивидуально.

Хирургическое лечение

Оперативное лечение проводится по строгим показаниям

Занятия с логопедом: упражнения для растормаживания и восстановления речи

Занятия с логопедом-дефектологом — основа терапии расстройств речи. В лечении используется дифференцированный подход, позволяющий избирательно использовать методики для коррекции существующих нарушений, например, растормаживание речи.

Занятие с логопедом

Восстановление речи — длительный процесс и упорная работа

Упражнения для восстановления речи в качестве основы подразумевают постоянную практику в устной речи, чтении и письме. Некоторым больным фактически приходится учиться говорить и писать заново. На современном этапе развития медицины всё чаще логопеду помогают компьютерные технологии.

Осложнения и прогноз

Прогноз лечения при афазии всегда осторожный. Возможность восстановления речи, как правило, зависит от основного заболевания и размеров патологического очага. Осуществление хирургического вмешательства преследует цель исключить сдавление речевых центров мозга. Операция может привести к следующим осложнениям и последствиям:

  • значительная потеря крови;
  • инфицирование и последующее нагноение раны;
  • повреждение соседних структур мозга с появлением новых неврологических симптомов;
  • тотальная потеря речи и необратимое обездвиживание;
  • летальный исход.

Профилактика

С целью профилактики развития афазии используются следующие мероприятия:

  • адекватное лечение гипертонической болезни, атеросклероза, сахарного диабета;
    Контроль артериального давления

    Контроль артериального давления — основной метод профилактики развития афазии

  • своевременная терапия мерцательной аритмии и назначение соответствующих препаратов;
  • раннее выявление опухолей;
  • коррекция углеводного обмена при сахарном диабете;
  • вакцинация против возбудителей инфекций, поражающих головной мозг.

Афазия — сложное расстройство речи. Восстановление утраченной функции — совместная работа невролога, логопеда, пациента и его родственников. Выполнение всех рекомендаций — залог успеха в лечении этого заболевания.

Подпишитесь на обновления сайта введя свой email:

Adblock
detector